Минздрав пересмотрел нормативы выдачи обезболивающих и наркотических препаратов

С 1 января 2017 года увеличится объём обезболивающих и наркотических препаратов для больных хосписов и онкоцентров. Больные смогут получать полное обезболивание. Однако специалисты паллиативной помощи говорят, что обычные больницы и поликлиники не увеличивают объём анальгетиков, а вовсе отказываются от них.

В Министерстве здравоохранения сообщили, что данная мера была предпринята на основании статистических данных и с учётом мнения экспертов-онкологов. В целом увеличился объём препаратов, а перечень применяемых лекарств изменился: из списка исключили кодеин, кокаин и некоторые другие сильнодействующие препараты которые не используются в России. А добавили такие анальгетики, такие как бупренорфин и дигидрокодеин. В норматив были включены обезболивающие препараты для применения в поликлиниках, однако специалисты утверждают, что главврачи больниц полностью игнорируют этот список.

«В новые нормативы включены несколько обезболивающих препаратов, например пластыри, которые можно использовать как в стационаре так и амбулаторно. Предполагается, что эти препараты должны быть в каждой больнице, т.е. лечебное учреждение заказывает тот же пластырь через Минздрав, получает, а когда к ним приходит пациент с болью обеспечить его этим препаратом. Однако в действительности наблюдается совершенно иная картина, пациент с онкологией обращается в больницу за помощью, а от него пытаются всячески избавиться, как от чумного. Ведь если его положить в стационар его надо лечить, обеспечить обезболивающими», - рассказал главный врач московского хосписа.

В свою очередь руководитель по научно-методической работе благотворительного фонда «Детский паллиатив» Наталья Савва добавляет, что сейчас наблюдается совершенно абсурдная ситуация, по новым нормативам больной онкологией может получить дозу препарата достаточную для полного обезболивания, однако ещё ни одна клиника не применяла те возможности, которые были заложены в прежних нормативах.

«Врачи прямо заявляют, что им не нужен ни морфин ни другие сильнодействующие препараты. Меры предусмотренные «дорожной картой» просто бойкотируются в регионах», - добавила Савва.

Ответственность, страх, бюрократизм - врачи просто боятся связываться с наркотическими препаратами, это большая ответственность.

Главный врач московского хосписа подробно рассказал с чем придётся столкнуться медучреждению в случае применения к онкобольным наркотических препаратов.

«Если пациент умер наркотические анальгетики передаются в учреждение которое его выписывало. Чтобы получить лицензию на применение препарата в медучреждении должно быть организовано специальное помещение с определённой толщиной стен и сейфом для хранения наркотиков. Разрешение на применение и хранение подобных препаратов должны выдать в МВД, Роспотребнадзоре и Госпожнадзоре. Необходимо найти компанию и заключить с ней договор на утилизацию препаратов содержащих наркотики с истёкшим сроком годности. Также необходимо вести строгую отчётность расхода препаратов, что в таком случае говорить о бесконечных проверках контролирующих органов. Малейший недочёт и можно сесть в тюрьму»,- рассказал специалист.

Новые нормативы предусмотрены и для детей болеющих раковыми заболеваниями, в России таких больше 287 тысяч, в Москве 11 тысяч.

По словам детского онколога Эллы Кумировой с детьми складывается более сложная ситуация. Сегодня к детям можно применить только 2 препарата, морфин и фенталин, оба в инъекциях. И если после 18 лет боль можно снять с помощью пластыря активное вещество которого фенталин, то для детей такие пластыри применять запрещено. Хотя во многих странах такой метод используют больше 30 лет. Вообще зарубежный опыт применения препаратов более богат, к детям больным раком применяют обезболивающие в виде капель, спреев, пластырей или пастилок, на инъекционные формы обезболивания переходят лишь в том случае если пластырь применять нельзя, а глотать ребёнок не может.

Автор: Виктория Гренц

Поделитесь новостью со своими друзьями!