Германия является образцом отличной общеобразовательной системы. То, что молодые люди в Германии имеют хорошие шансы на качественную взрослую жизнь, зависит не только от высокого уровня экономики, а прежде всего, как считается, от качественной общеобразовательной подготовки школьников. К такому выводу пришли эксперты Организации экономического сотрудничества и развития. Это стало импульсом для создания системы под названием «Образовательная Республика Германия», в которой весомую роль играет государство, за которым и последнее слово.
Школьное образование в Германии - общее и бесплатное: все дети, достигшие шестилетнего возраста, начинают обучение продолжительностью 10 лет. В зависимости от федеральной земли, где они живут, к десятилетке добавляется еще два или три года - на получение аттестата зрелости. Впрочем, он - только для самых успешных учеников, дает им возможность без вступительных экзаменов стать студентами вуза.
Оценки в школе отменены, по крайней мере в начальной школе. Вместо них учитель заносит в тетрадь наблюдения о ребенке, или наклейки-смайлики, которые «рассказывают», насколько успешно он выполнил задание. Директор одной из берлинских государственных школ Томас Вайдланд считает, что это целесообразно делать только в первый год обучения.
«Я знаю коллегу, в школе которой отменили оценки до девятого класса. Неудивительно, что часто сами родители и дети хотят вернуться к системе оценивания. Их желание они объясняют тем, что хотят объективной характеристики. Но действительно оценка такова? Что именно учитель спрашивал, в какой форме, и что ответил ученик? В зависимости от того оценка может быть и несправедливой », - сомневается в целесообразности такого подхода директор.
Томас Вайдланд приходит к выводу, что когда учитель квалифицированный - оценки имеют смысл, а если учитель недостаточно квалифицированный, то лучше бы он. не преподавал вообще.
Сомнения относительно качества и правильности немецкой системы школьного образования появились в 2001 году после обнародования Организацией экономического сотрудничества и развития данных о подготовке 15-летних немецких школьников, по сравнению с такими их сверстниками в 35 странах, она была значительно ниже! Факт шокировал Германию, чье общество не только гордится достигнутыми высокими показателями, но и бережно следит за ними в международном измерении. Поэтому правительство немедленно начало спасать ситуацию, начав широкую реформу общеобразовательной системы - собственную в каждой федеральной земле. Несмотря на общий орган - Конференцию министров образования (КМО), которая определяет стандарты или общие требования по знаниям, каждая земля - независимая и самостоятельная в своих решениях об образовании. Как пояснил Томас Вайдланд, это означает, что Германия, где есть 16 земель, имеет 16 общеобразовательных структур и 16 учебных планов.
«Например, в Берлине начальное обучение длится шесть лет, а в Баварии - четыре. Также и учебные планы каждая земля разрабатывает самостоятельно. Требования к тем, кто сдает экзамены, во всех землях должны быть одинаковыми. Теоретически. Но на самом деле это не так. Ученик с «отлично» в Баварии - намного сильнее ученика с «отлично» в Берлине. Поэтому я знаю случаи, когда семьи даже меняют место жительства, чтобы их ребенок имел лучшее образование », - делится наблюдениями директор школы.
В некоторых землях требования к ученикам выше, поэтому и результаты лучше. Поэтому именно такие выпускники имеют преимущества на рынке труда.
Этим обстоятельством пользуются ловкачи-абитуриенты: проучившись 10 лет в «сильной» земле, они едут сдавать экзамены на аттестат зрелости в регионы с более низкими требованиями. Даже в пределах одного крупного города, где существуют районы с различными социальными уровнями, разница в качестве знаний. Томас Вайдланд видит причину этого в отсутствии одного, общего для всех канона: что именно ученик должен знать и уметь на том или ином уровне? Каждая школа и учитель решают самостоятельно, что и как учат ученики. Как следствие - качество знаний зависит от отдельной школы и отдельной земли.
По мнению Вайдланда, в этом кроется опасность. Такая же, как попытки «сверху» дать указание, как толковать тот или иной процесс или историческое событие. Особенно когда речь идет о таких комплексных темах, как Вторая мировая война или социалистический строй в бывшей Восточной Германии. Хотя подобные «указания» противоречат одной из требований Конференции министров образования (КМО) для всех школ страны: учащиеся должны самостоятельно мыслить. Хотя в этом эксперты отмечают: молодежь сейчас хорошо знакома с информационными технологиями, причем как потребитель, но не производитель-создатель. Поэтому сейчас идет все больше дискуссий относительно ожиданий общества от будущих граждан и работников ориентированных на успех, производительных и целенаправленных исполнителей или мыслящих и самостоятельных творцов?
Все чаще родители и педагоги не согласны с государственной образовательной системой. Они не требуют еще больших инвестиций или лучших учителей. Они ищут другой подход и другую форму обучения, которая бы ориентировалась на детей, а не заставляла их подстраиваться к системе, уничтожая ростки самостоятельного, критического и одновременно свободного развития личности.
Такая позиция в немецком обществе очень распространена и обсуждается в профессиональных кругах. По мнению исследователя мозга Геральда Гютера, который в ток-шоу телеканала NDR сказал, что главной ошибкой немецкого школьного образования является его предположение, что детей следует учить, оценивать, отбирать.
«Если ребенка исключают из группы, например, за то, что он не успевает за общим с другими учениками ритмом обучения, у него активизируются те же центры мозга, если бы ему причиняли боль. Я хочу спросить у учителей: «Вы думаете, что возможно чему-то научиться, чувствуя боль? », - риторически спрашивает ученый.
В Германии возникают многочисленные инициативы, делаются попытки и исследования с новым подходом к ребенку, его потребностей во время взросления. Вопреки всем критикам и государственным системам образования, которые не могут или не хотят меняться сами, считая, что проще изменить ребенка, спрос на альтернативные школьные учреждения растет, а их количество постоянно увеличивается.
Автор: Михаил Житный