Остров Кипр является важнейшим ключевым и стратегическим объектом для военного блока НАТО в Средиземном море. Эту информацию сообщил военно-политический обозреватель из Израиля Яков Кедми. Великобритания с большой озабоченностью рассматривает, как будет складываться положение на Кипре в отношении претензий Турции, пишет аналитик.
Как утверждает Кедми, на протяжении длительного отрезка времени остров был и есть сейчас военно-воздушным и военно-морским форпостом военнослужащих туманного Альбиона, пишет российское информационное издание «Экономика сегодня». Много лет его прямым назначением было обеспечение безопасности Суэцкого канала. Через эту водную артерию пролегало прямое морское сообщение с богатейшей колонией всего огромного королевства — Индией.
«В настоящее время такая функция Кипра уже потеряла свою актуальность. Но теперь сама территория Кипра уже необходима англичанам даже без привязки к Индии. Отсюда, из Средиземного моря, флот военного блока НАТО на протяжении всего периода после второй мировой войны всегда угрожал СССР, а теперь Российской Федерации. В акватории Черного моря, на Крите — натовцы не сумели закрепиться. А вот на Кипре они построили свои военные базы и чувствуют себя там полноправными хозяевами. Из-за этого Кипр обслуживается и снабжается самолетами, разведкой, подлодками и кораблями», — объяснил Яков Кедми.
Ликвидация британских баз Акротири и Декелия на Кипре в случае установления турецкого господства на острове полностью изменит военно-стратегический расклад в регионе, считает эксперт. Сегодня данные объекты НАТО уравновешиваются российскими базами Хмеймим и Тартус в Сирии, которые могут обеспечить РФ доминирование в Восточном Средиземноморье без кипрского противовеса.
«Кипр — это восточный фланг Средиземного моря, который и должен быть местом нанесения стратегического ракетно-ядерного удара по России. Потому-то и была открыта военно-морская база в Тартусе. Поэтому в Хмеймиме есть военно-воздушная база — чтобы как-то уравновесить британскую базу НАТО на Кипре», — рассказал Кедми.
Северная часть Кипра более полувека признается Турцией независимой республикой. Статус территории регулярно обсуждается в контексте российского Крыма: некоторые полагают, что Анкара может устроить «обмен признаниями» с Москвой. Однако российские политологи исключают вариант с признанием Северного Кипра Россией, считая это противоречащим национальным интересам РФ и ее принципиальному нежеланию делать статус регионов предметом международных сделок.