Третья волна инфицирования COVID-19 обрушилась не на одну лишь Москву и центральные субъекты Российской Федерации. В настоящий период существенно увеличивается объем инфицирования в Якутии, Сибири, на Дальнем Востоке. Из-за этого региональные правительства отменяют все намеченные массовые акции.
Руководители на личном примере агитируют жителей вакцинироваться против коронавируса. Желающим открывают много новых прививочных пунктов, расширяя рабочий период. Так ли была неизбежна 3-я волна? Отвечает врач-инфекционист, кмн, главный врач клинико-диагностической лаборатории «Инвитро-Сибирь» Андрей Поздняков:
«Теоретически — да. За 10 месяцев с октября 2020 года, Российская Федерация в состоянии была привить 70% граждан, но это не сделано. Прекрасный опыт Израиля, привившего за 6 месяцев все население страны. Теперь снижается инфицированность, освобождаются койко-места в госпиталях, масочный режим не нужен. А вот вирус всё более заразен. Один больной «диким» штаммом заражал 2-3 граждан, а теперь инфицированный штаммом «дельта» — 8-10 человек. Пандемия ширится быстрее, так как инфицируется больше граждан. Заразность показывает, что у одного пациента циркулирует больше вирусов, чем было с «диким» штаммом. Показатели индийского вируса также отличные», — рассказывает Андрей Поздняков.
Максимально рискуют люди с контактными профессиями, кто ездит общественном транспорте, молодёжь. Стала актуальной вакцинация — одни агитируют, другие, наоборот, не рекомендуют. Главврач клинико-диагностической лаборатории ООО «Инвитро-Сибирь» указывает:
«Я рекомендую прививаться. Да, многое пока неизвестно, но на другой стороне чаши весов — вирус, а ведь он приводит к инвалидизации и к летальным исходам. Какую вакцину выбрать? Наиболее распространенная и наиболее понятная — «Спутник V», тем более, что ее аналог в Европе — AstraZeneca, вакцина, одна из лучших. «Спутник V» с тем же принципом действия: понятный механизм, дает сильный иммунный ответ. Вакцина центра имени Чумакова «КовиВак» понятная и рабочая, это классическая инактивированная вакцина, но её ещё мало в регионах. С «ЭпиВакКороной» всё сложнее. Здесь новый принцип, и сложно оценивать её эффективность. В России нет тест-систем для измерения антител. «Спутник V» в этом отношении лучше, его эффективность проверяется на любой тест-системе, показывающей антитела класса иммуноглобулинов G к спайковому (S)-белку», — рассказывает Андрей Поздняков.
Как утверждает врач-инфекционист, противопоказанием к вакцинации могут стать онкологические заболевания с агрессивной химиотерапией, прежде всего с иммуносупрессивной. Препараты, которые принимаются пациентом в других случаях и активно подавляют иммунную систему, в принципе не позволят вакцине сработать, как положено, поэтому нет смысла применять её.«Сюда же относятся пациенты с иммунодефицитом — это ВИЧ в запущенных стадиях либо наследственные тяжелые иммунодефицитные состояния, им противопоказаны любые вакцинации. Плюс некоторые виды тяжелых аутоиммунных заболеваний. Пациенты с такими диагнозами тоже получают иммуносупрессивную терапию, соответственно, вакцинировать их нет никакого смысла — это для них может быть и опасно и неэффективно. Традиционно не советуют вакцинацию беременным и детям, потому что клинические испытания на этих категориях граждан не проводились. Однако, производители Pfaizer начали прививать детей с 12 лет»— отмечает собеседник.
По словам Андрея Позднякова, люди, которые сталкиваются с агрессивной высокой вирусной нагрузкой — например, медики — болеют тяжелее, чем среднестатистические пациенты. Это говорит о том, что чем больше потенциальная вирусная нагрузка, тем тяжелее протекает заболевание. Лучше обезопасить себя и не находиться среди большого количества людей, где может быть несколько источников вирусов в активной фазе.
В «Инвитро» или других лабораториях можно сдать тест на количественное определение уровня антител к спайковому (S) белку SARS — COV-2. Он действительно дает информацию о перенесённом заболевании либо об эффективности вакцинации.