Открытия продолжаются: на дне океана найден континент
18 фев 2017

Открытия продолжаются: на дне океана найден континент

на дне океана найден материк

Между Индией и Мадагаскаром обнаружен погибший континент, а Антарктида может передвинуться. Эпоха великих географических открытий еще не завершилась: исследователи обнаружили на дне индийского океана остатки континента, который исчез примерно 84 миллиона лет назад. Его плита была расположена между Индией и Мадагаскаром, как считают ученые, примерно 200 миллионов лет назад. Сейчас же палеогеографы утверждают, что им удалось обнаружить остатки этой плиты под современным островом Маврикий.

"Эта находка объясняет немало закономерностей, которые ученые раньше не могли понять, и на самом деле она не противоречит теории литосферных плит, которой руководствуется современная геология", - говорит исследователь Роман Спица.

Гипотетически ученые предполагали, что на океаническом дне есть так называемые микроконтиненты, однако не могли этого доказать. Остров Мадагаскар, возле которого расположен Маврикий, является типичным примером островов-микроконтинентов. Ведь известно, что есть молодые острова, имеющие вулканическое происхождение а есть "старые", которые содержат древнюю платформу возрастом несколько миллиардов лет. К таковым относятся Мадагаскар, Тасмания. Мадагаскар, хотя и расположен вблизи Африки, не является частью африканского континента - строением он близок к индийской плите. Когда-то существовал суперконтинент Гондвана, в состав которого входили части современных материков: Южной Америки, Африки, Азии, Австралии и, вероятно, часть Антарктиды. В мезозое Гондвана распалась на отдельные "глыбы" - индийская платформа пошла в сторону Евразии, а Мадагаскар "пополз" в сторону Африки. Но вернемся к Маврикию. Найденные на нем микроэлементы характерные именно для материковой коры, а это доказывает, что он является не вулканическим островом, как считали раньше, а лежит на протоплатформе материковой коры.

Океаническая и материковая кора имеют не только разный возраст (если возраст первой не превышает 300 миллионов лет, то возраст материковой коры может достигать 4 миллиардов лет), но и разную плотность и массу. Но измерить их с помощью обычных физических методов невозможно, поэтому применяют геофизические методы - такие, как измерения гравитационного поля. Ученые заметили, что в районе Мадагаскара имели место гравитационные аномалии, то есть получали данные, характерные для материковой коры, тогда как считалось, что она океаническая. Теперь это все нашло объяснение.

"Около 60 миллионов лет назад все материки были, так сказать, не на своих местах. Когда существовал единственный проконтинент Пангея, который 200 миллионов лет назад раскололся на Лавразию и Гондвану. С Лавразии позже образовались Евразия и Северная Америка, а с Гондваны - Африка, Южная Америка, Австралия и Антарктида", - говорит Виталий Фурман, заведующий кафедрой физики Земли Львовского национального университета. Движения этих континентов происходили миллионы лет. Однако этот процесс еще продолжается, ведь тектонические плиты и дальше двигаются. Есть математическое моделирование, которое предусматривает движение материков на 50 миллионов лет вперед. В частности, предусматривают, что Атлантический и Индийский океаны разрастутся за счет Тихого, Африка переместится немного на север, из-за чего исчезнет Средиземное море, а Красное море станет, наоборот, большим. Индия переместится на восток и будет надвигаться на Азию. Австралия продвинется на экватор и почти коснется Евроазиатской плиты. Соответственно, может сместиться и Антарктида, которая снова поползет вверх. А западно-южные штаты США отделятся от Северной Америки и начнут двигаться на северо-запад. Конечно, это один из возможных сценариев развития событий. Однако наша планета еще не получила своего окончательного вида - это факт.

"Земля считается наиболее активной из всех планет, - говорит Борис Мурников, сотрудник кафедры астрономии Одесского национального университета им. И. И. Мечникова. - То есть на ней и сейчас происходят быстрые, относительно космического времени, движения литосферных плит. Скажем, Атлантический океан до сих пор не сформирован - он расходится, плиты под ним движутся, в разломах выступает мантия Земли. Полуостров Индостан постепенно "подплывает" к Евразии, а Гималаи и дальше растут. Поэтому географические открытия еще не закончились.

Автор: Михаил Житный